Что нужно знать родителям, чтобы правильно говорить с ребёнком о смерти

О том, как дети переживают горе, как сообщить малышу о смерти близкого человека и отвечать на вопросы, которые обязательно возникнут.

Юлия Хилл

Психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги, блогер.

У соседей умерла кошка. Для сына соседей, 3-летнего Марка, это была первая смерть в его жизни. Не та, с которой знакомит детей народный фольклор. Там — даже невнимательный читатель заметит — смерть происходит легко, никак не объясняется и не вызывает безутешного горя. Раз — и съела Лиса Колобка. Прыгнула над костром Снегурочка и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. А финал сказки про семерых козлят, где коварный волк в разных вариациях расстаётся с жизнью, вообще рождает у маленького слушателя ликование и восторг.

Родители объяснили Марку, что кошка уснула. А спустя несколько дней обратились ко мне за помощью: у мальчика начались серьёзные проблемы со сном. Он боялся спать. Считал, что можно не проснуться, как это произошло с домашним любимцем.

Объяснить ребёнку, что значит «умереть», — для родителей задача не из лёгких. Разговор о смерти по сути своей — это разговор о неизбежном будущем. Часто у взрослых нет собственного хорошо сформированного отношения к данному вопросу. Никто не помышляет о вечном ежедневно, а если и задумывается, то старается отогнать от себя мрачные мысли.

Но в жизни ребёнка рано или поздно может произойти трагическая ситуация. И дети, выросшие в семьях, где тема смерти обсуждалась, оказываются психологически более подготовлены к случившемуся.

Что надо знать

  • Обсуждение смерти, её неминуемости и последствий — важный вклад в психическое развитие ребёнка.
  • Дети должны видеть, как другие члены семьи переживают горе и выражают свои чувства, чтобы выработать свой паттерн поведения в трагических ситуациях.
  • Не надо делать вид, что ничего не случилось. Такая реакция неадекватна произошедшему и увеличивает эмоциональное потрясение ребёнка.
  • В период горя не стоит уберегать ребёнка от его привычных обязанностей. Их выполнение создаёт ощущение комфорта и безопасности.
  • Покажите ребёнку, что плакать не стыдно. Но и не ругайте его, если он не хочет плакать.
  • Сообщите учителю о трагедии в семье. Неравнодушие педагога и поддержка одноклассников помогают справиться с горем.
  • В качестве «успокоительного» средства используйте мелкомоторную деятельность: рисование, лепку, собирание бус, перебирание крупы, игры с конструктором.

Как дети переживают горе

Естественное проживание горя у взрослых может длиться от двух до восьми месяцев и делится на несколько последовательных этапов:

  • шок или отрицание;
  • злость;
  • торг;
  • депрессия;
  • принятие.

Дети переживают горе так же, как и взрослые. Только, в отличие от нас, им сложно идентифицировать свои чувства и выразить их. Поэтому задача родителей — вовремя определить каждый этап, принять переживания ребёнка, поддержать его, убедить в том, что смерть — это не результат плохого поведения или злых мыслей, дать правдивые ответы на вопросы.

На вашем примере ребёнок должен сделать вывод, что, несмотря на силу переполняющих эмоций, их реально пережить.

Нет повода для волнения, если ребёнок:

  • Часто впадает в истерику или замыкается, не хочет разговаривать. Такое поведение характерно для первой стадии горя — шока, отрицания. Требуется время, чтобы осознать полученную информацию, принять её как неизбежную реальность. Ребёнок может говорить: «Я не хочу, чтобы бабушка умирала!», «Я не верю, ты всё врёшь!».
  • Становится агрессивным, капризничает, грубит, раскидывает игрушки. Это нормально для проживания второй стадии горя. Во время неё ребёнок часто чувствует себя виноватым в смерти близкого, особенно если это мать или отец. Он может отказываться от удовольствий (подарков, сладостей, ласки), говорить «Я плохой». Таким образом ребёнок себя как бы «наказывает».
  • Становится слишком привязчив по отношению к близким, боится оставаться один, нуждается в ласке. Дети старшего возраста изображают малышей: начинают сюсюкать, дурачиться. Находясь в третьей стадии (торга) ребёнок как бы говорит себе: «Если я буду хорошо себя вести, то ничего плохого не произойдёт», «Если я буду оставаться маленьким, мама и папа не будут стареть, а значит, не умрут».
  • Ничего не хочет, избегает общения, подолгу сидит в комнате, мало ест. Появляются проблемы со сном и страхи: темноты, высоты, монстров, нападения. Указанные симптомы говорят о проживании стадии депрессии.
  • Смеётся в ответ на печальную новость. У детей до 4 лет нет понимания конечности жизни. Слова «смерть» и «никогда» для них имеют мало смысла.

Стоит обратиться к детскому психоневрологу, если ребёнок:

  • Страдает длительной бессонницей и/или галлюцинациями.
  • Полностью отказывается от еды.
  • Неестественно спокоен, словно «окаменел».
  • Стал неуправляемым, не слушается, производит опасные действия. Например, наносит себе телесные повреждения.
  • Навязчиво производит одни и те же движения (покачивается, моргает, вздрагивает) или заикается.
  • Перестал контролировать мочеиспускание.

Как сказать ребёнку о смерти близкого

Разговоры о смерти требуют от родителя не только такта, но и чуткости. Наиболее аккуратным надо быть, если ребенок чувствительный или страдает неврологическими и психиатрическими заболеваниями.

У детей до 3–4 лет преобладает воссоздающее воображение, то есть ребёнок способен домысливать образы, услышанные от взрослого.

Поэтому не надо употреблять выражения вроде «уснул навсегда», «ушёл от нас», «забрали ангелы» — подобные иносказания станут причиной появления навязчивых страхов.

Сообщать о смерти должен человек, которого ребёнок хорошо знает. Разговор должен проходить в спокойной обстановке, когда малыш не увлечён игрой, сыт, не испытывает усталости или других сильных эмоций. Лучше всего взять его на руки или просто обнять.

Говорить надо понятно и кратко: «В нашей семье несчастье. Умерла бабушка». Ребёнку может потребоваться время, чтобы осознать сказанное. После чего он может плакать, злиться, ударить вас или начать задавать вопросы. Чем ближе связь с умершим, тем сильнее будет эмоциональная реакция.

Если ребёнок хочет остаться один, предоставьте ему такую возможность. Рассказывайте о своих переживаниях, поинтересуйтесь, что чувствует ребёнок. Избегайте фраз вроде «Если бы ты знал, как мне сейчас плохо!». Скажите проще, описывая чувства: «Я чувствую себя покинутой, мне очень грустно» или «Тяжело ощущать собственное бессилие от того, что уже не можешь ничем помочь человеку».

Вспоминая об умершем, важно рассказывать ребёнку разные истории — и смешные, и грустные. Так, чтобы создать образ реального, а не мифического человека.

Хотя народная мудрость гласит «О мёртвом либо хорошо, либо ничего», идеализируя покойного, мы лишь усугубляем горе и усложняем его переживание.

Предложите ребёнку сделать книгу об ушедшем родственнике: написать туда различные истории, вклеить фотографии и рисунки. Объясните, что так будет жить память об умершем члене семьи.

Брать ли ребёнка на похороны, должны решать непосредственно взрослые с учётом психологической зрелости ребёнка. В обязательном порядке я бы рекомендовала это делать в случае смерти матери или отца, брата или сестры.

Как отвечать на вопросы ребёнка о смерти

Ниже мы собрали примеры ответов на частые детские вопросы, связанные со смертью.

1. Что значит «умер»?

Это значит, что мы больше его не увидим. «Мёртвый» значит «неживой». Человек больше не может дышать, говорить, есть, спать, видеть и слышать. Его сердце перестало работать. Он ничего не чувствует.

2. Я тоже умру?

Всё живое рождается и умирает. Но человек живёт много-много лет и умирает лишь стареньким. Впереди у тебя много радостных дней, их даже сложно сосчитать. Ты вырастешь, станешь взрослым, у тебя будут свои дети и внуки. Твоя жизнь только начинается.

3. Почему люди умирают?

Люди умирают, когда становятся старыми, то есть их жизнь заканчивается. Иногда люди умирают от серьёзных болезней. Что-то важное в их организме ломается. Врачи умеют лечить разные болезни, но бывает так, когда им не удаётся исправить поломку полностью. Например, когда человек потерял много крови или лекарства ему не помогают.

4. Он умер потому, что плохо себя вёл?

Он умер, потому что состарился / долго болел. Никто не умирает от плохого поведения. Умирают от старости, болезни, неосторожности. Например, если переходить дорогу на красный свет, можно попасть под машину и умереть.

5. А когда он проснётся?

Он не спит. Он умер. Во сне человек может дышать, его сердце бьётся, органы работают. Если громко крикнуть или толкнуть его, он проснётся. Когда человек умирает, он перестаёт дышать. Его нельзя разбудить, он ничего не слышит и не чувствует.

6. Что будет после смерти?

Если вы верующий человек, то тут стоит рассказать о видении смерти с точки зрения вашей религии.

После смерти людей хоронят. Это такая традиция. Хоронить — значит закапывать в землю. Есть специальные места, где хоронят людей. Они называются «кладбища». Есть мнение, что после смерти душа человека продолжает жить. Учёные этого не доказали, но я в это верю. В любом случае умерший человек будет жить в наших воспоминаниях.

7. Почему его закапывают в землю?

Это такое правило. Место, где похоронен человек, называется могилой. На могилу можно приходить, приносить цветы, вспоминать человека. Могилы находятся на кладбище. Туда привозят людей, которые умирают.

8. Что происходит с телом в земле?

Вспомни, что происходит с листьями осенью. Они умирают, падают на землю и становятся её частью. Точно так же тело человека становится частью земли.

9. Под землёй ему не страшно? Ему грустно без нас?

Человек уже неживой. Он не может чувствовать. Поэтому он не испытывает страха, грусти, голода и холода. Чувствовать могут только живые люди.

10. Как мы будем жить без него/неё?

Расскажите подробно, как быстро и какие изменения произойдут.

  • Без бабушки наша жизнь изменится. Теперь ты будешь ходить в школу сам, я буду готовить тебе обед и научу греть еду. Уроки мы будем делать вечером вместе.
  • Нам будет очень не хватать мамы. К нам переедет тетя/бабушка/сестра, чтобы за тобой присматривать, пока я на работе. Я буду читать тебе сказки на ночь и играть с тобой. Я постараюсь делать хотя бы часть того, что делала мама.
  • Жить без папы будет непросто. Нам будет помогать дедушка/дядя/брат. Они постараются делать то, что делал для нас папа.

10. Почему он умер? Он не любил меня? Если бы любил, он бы не умер!

Люди не могут контролировать смерть. Они любят нас и хотят подольше оставаться рядом. Но он был стареньким / долго болел и поэтому умер.

11. Тебя могут убить? Ты тоже можешь умереть?

Я планирую долго жить и быть рядом с тобой. Я не совершаю опасных поступков и забочусь о своём здоровье, чтобы прожить как можно дольше. Я буду жива, когда ты пойдёшь в школу, когда женишься и родишь своих детей. Мы будем приезжать к вам в гости и играть с ними. У нас впереди длинная интересная жизнь.

Да, и про кошку. Воспитывайте в ребёнке уважительное отношение к смерти, соблюдая традиции и ритуалы. Обязательно положите умершего питомца в коробку и захороните в специальном месте.

Читайте также

  • Как осознание смерти может изменить вашу жизнь
  • 8 советов родителям, которые хотят воспитать приспособленного к жизни ребёнка
  • Психическое заболевание или норма? Как разобраться, что происходит с вашим ребёнком

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Работа фрилансера